Сведения древних источников о событиях епископства П. весьма многочисленны, но сбивчивы и противоречивы. Хронология событий зачастую не может быть определена бесспорно. Известно, что П. стал главой никейской (православной) общины К-поля после смерти свт. Александра К-польского. Однако неизвестен год смерти свт. Александра. По свидетельству свт. Афанасия I Великого, в 336 г. свт. Александр отказался принять в церковное общение Ария, вернувшегося в К-поль из ссылки (Athanas. Alex. De morte Arii // PG. 25. Col. 687). Тем не менее неясно, как долго Александр занимал кафедру после этого. Свт. Афанасий в своей «Истории ариан» указывает на то, что П. в 1-й раз был изгнан из К-поля в Понт (М. Азию) по приказу св. равноап. имп. Константина Великого († май 337) (Idem. Hist. arian. 7). Т. о., кончина свт. Александра и рукоположение П. должны быть отнесены к периоду до мая 337 г. (Спасский. 1914. С. 285). Однако в таком случае избрание П. не могло остаться незамеченным для императора, который в те годы бо́льшую часть времени проводил в К-поле. Церковные историки Сократ Схоластик и Созомен (V в.) рассказывают об этих событиях иначе. Согласно их версии, П. был избран без ведома императора, и этому предшествовали большое возмущение и борьба среди к-польской паствы. По косвенным данным Сократа Схоластика можно заключить, что свт. Александр умер только в 340 г. Сократ помещает рассказ о его кончине сразу после описания междоусобной войны 340 г. между сыновьями Константина Великого, имп. Константином II и Константом I (Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). И Сократ, и Созомен относят 1-е изгнание П. к первым годам правления имп. Констанция II (337-361). Т. о., вероятно, П. стал епископом К-поля в первый раз ок. 340 г. Однако и в этом случае период его епископства был недолгим, т. к. не позднее 341 г. епископом К-поля стал еп. Евсевий Никомидийский.
В эти годы право занять кафедру К-поля оспаривали П. и пресв. Македоний (см. ст. Македоний I), каждого поддерживали значительные группы горожан. Согласно Сократу и Созомену, и П., и Македоний были названы свт. Александром, когда он находился при смерти, как возможные преемники (Ibidem; Sozom. Hist. eccl. III 3). Неясно, носила ли эта борьба между П. и Македонием догматический характер. Свт. Афанасий и нек-рые церковные историки склонны видеть в П. последовательного сторонника никейского Православия, а в Македонии - еретика. Однако вероятно, что такое размежевание на основе богословских споров произошло уже существенно позднее, во 2-й пол. IV в., когда Македоний стал известен как один из лидеров ариан-омиусиан и пневматомахов (см. ст. Духоборчество). Избрание П. произошло в отсутствие имп. Констанция II, к-рый в то время вел войну на Востоке. По возвращении в К-поль император выразил крайнее неудовольствие избранием П. и сместил его. Поводом для низложения стали процедурные нарушения, допущенные при возведении П. на кафедру. П. был рукоположен группой находившихся в столице епископов, но без согласия епископа Ираклии Фракийской Феодора, в юрисдикцию к-рой тогда все еще входил недавно основанный К-поль. В результате П. был низложен Собором, а его место занял еп. Евсевий Никомидийский. П. был отправлен в ссылку в диоцез Понт (охватывавший бо́льшую часть М. Азии); точное ее место неизвестно. Ни Евсевий, ни имп. Констанций в то время не воспринимали П. как серьезную фигуру, поэтому ему было позволено проживать относительно свободно и недалеко от К-поля.
После смерти еп. Евсевия († 341/2), в 342 г., П. смог быстро беспрепятственно вернуться в К-поль, вновь в отсутствие имп. Констанция. П. занял кафедру, поддержанный большим числом народа. В противовес П. епископы Феогнис Никейский и Феодор Ираклийский, сторонники арианства, рукоположили Македония. Паства оказалась разделена, и в К-поле неоднократно происходили уличные столкновения, с обеих сторон были жертвы (Sozom. Hist. еccl. III 7). Узнав об этих событиях, имп. Констанций направил в К-поль магистра конницы Гермогена с целью навести в столице порядок силой и изгнать П. Однако вскоре Гермоген был убит бунтующей толпой, а его дом в столице разграблен. Имп. Констанций спешно вернулся в К-поль. На подъезде к столице его встретила делегация граждан, просивших их пощадить. В результате Констанций ограничился тем, что урезал вдвое хлебные раздачи для горожан и обрушил свой гнев на П., поскольку его считал виновником мятежа. На кафедре был оставлен Македоний, которого поддерживали близкие ко двору Констанция арианствующие епископы (Socr. Schol. Hist. eccl. II 12-13; Sozom. Hist. eccl. III 7). Вероятно, с этими же событиями связано сообщение Сократа и Созомена о том, что П. был удален из города по приказу префекта Филиппа (Филиппика) и отправился в родную Фессалонику, откуда под предлогом путешествия в Коринф бежал в Италию (Socr. Schol. Hist. eccl. II 15-17; Sozom. Hist. eccl. III 7-9). Эти сведения отнесены церковными историками к несколько более позднему времени, но скорее всего ошибочно.
Особняком стоит свидетельство свт. Афанасия о том, что во 2-й раз (т. е. в 342) П. был сослан имп. Констанцием II «в железных узах», заточен в Сингаре Месопотамской, а оттуда переведен в Эмесу (ныне Хомс, Сирия) (Аthanas. Alex. Hist. аrian. 7). Соответствий этим сведениям в др. источниках нет. Имела ли место эта ссылка и в какое время, неясно. Возможно, П. был отправлен Констанцием на Восток, но вскоре император смягчил свой гнев и позволил ему уехать в Фессалонику.
Подобно свт. Афанасию Великому и др. вост. епископам, низложенным в первые годы правления имп. Констанция, П. обратился с жалобой в Рим и там нашел поддержку папы свт. Юлия I. С этого времени имя П. почти всегда фигурирует рядом с именем свт. Афанасия; П. начинает восприниматься как один из столпов и защитников никейского Православия, особенно западными христианами. П. упоминается среди епископов, возвращения которых на кафедры в 343 г. требовал Сардикийский Собор (Socr. Schol. Hist. еccl. II 15-17; Sozom. Hist. eccl. III 12). П. присутствовал на Соборе. На заседаниях вост. арианствующие епископы обвиняли еп. Августы-Треверов Максимина в том, что он вошел в общение с П. (Sozom. Hist. eccl. III 11; Hilar. Pict. Fragm. hist. 27), к-рый вошел в состав тех, кто были признаны Собором невиновными и, т. о., имевшими право возвратиться на свои кафедры.
Лишь в 346 г. в результате дипломатических усилий зап. императора Константа I Констанций II согласился вернуть на кафедры изгнанных ранее епископов. Свт. Афанасий в том же году прибыл в Александрию. К этому времени следует отнести и возвращение П. в К-поль (Socr. Schol. Hist. eccl. II 22-23; Sozom. Hist. eccl. III 24). При этом П., видимо, пришлось по-прежнему разделить паству с Македонием. Период епископства П. длился до 350 г., когда политическая ситуация в империи вновь изменилась. В янв. 350 г. в результате мятежа военачальника Магненция на Западе был убит имп. Констант I. Констанций II оказался свободен от прежних обязательств перед братом и вновь частично не признал никейскую партию епископата в своих владениях. В К-поле он окончательно утвердился в поддержке Македония и поручил префекту Филиппу изгнать П. Низложение П. вновь привело к вспышкам беспорядков в столице; паства пыталась заступиться за своего епископа и сопротивлялась введению Македония в храм. В результате, по сведениям церковных историков, в беспорядках погибло до 3 тыс. чел. (Socr. Schol. Hist. eccl. II 17; Sozom. Hist. eccl. III 9). На этот раз П. был подвергнут более суровой ссылке в крепость Кукуз в Каппадокии (Socr. Schol. Hist. eccl. II 26; Sozom. Hist. eccl. IV 2). По свидетельству свт. Афанасия Великого, П., «запертый ими в какое-то тесное и темное место, оставлен был там умирать от голода, и когда потом, через 6 дней, пришедшие нашли его еще дышащим, наконец, вошли и задушили его. И таким образом он кончил жизнь сию. Исполнителем же дела в нанесении такой смерти, как говорили, сделался Филипп, бывший эпархом» (Athanas. Alex. Hist. arian. 7).
Однако в последующие неск. столетий в К-поле до IX в. явных следов почитания П. нет. В нач. IX в. прп. Феодор Студит создал энкомий в честь П. (BHG, 1473g). Др. энкомий был составлен К-польским патриархом Иоанном VIII Ксифилином в сер. XI в. (BHG, 1473c). В X в. Житие П. было составлено Симеоном Метафрастом (BHG, 1473b) на основе более раннего варианта (BHG, 1472), к-рый также был написан незадолго до этого времени. В основе Житий лежат сведения Сократа Схоластика с добавлением нек-рых красочных деталей, напр., сообщается, что П. был задушен собственным омофором. В Синаксаре К-польской Церкви память П. с небольшим синаксарным Житием помещена под 6 нояб. В слав. переводе дометафрастовское Житие П. приписывается свт. Иоанну Златоусту. Также в слав. Пролог вошло сказание из визант. синаксарей в той форме, в какой оно содержится в Минологии имп. Василия II (нач. XI в.) (ВМЧ. Нояб., дни 1-12. С. 179).
На груз. языке сохранились 2 метафрастические (расширенные) версии Жития П. (груз. პავლე აღმსარებელი - Павел Исповедник) и синаксарное сказание о нем. Первая метафрастическая редакция (перевод Феофила Хуцесмоназони, XI в.) представлена в 2 рукописях XI в. из коллекций афонского Иверского монастыря (Ath. Iver. georg. 37. Fol. 20v - 22v) и Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 36. Fol. 2-4v). Вторая метафрастическая редакция (перевод прп. Ефрема Мцире), более обширная, сохранилась в рукописях Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. S 384. Л. 582-590, XI-XII вв.; НЦРГ. А 128. Л. 8-15, XII-XIII вв.). Синаксарное упоминание дошло в 6 рукописях Великого Синаксаря, который был переведен на груз. язык прп. Георгием Святогорцем в XI в. (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211; Hieros. Patr. iver. 24-25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. georg. 30 - все XI в.). Служба П. была переведена прп. Георгием (Hieros. Patr. iver. 124, XI в.), содержит 2 стихиры на «Господи, воззвах» (Габидзашвили. Переводные памятники. Т. 1. С. 303-304; Т. 5. С. 434).
В восточных яковитской и коптской традициях память П. появляется в поздних календарях начиная с XII в. Память П. присутствует в Мартирологе Раббана Слибы (рубеж XIII и XIV вв.) под 6-м днем месяца тишрина 2-го. Та же память указана в яковитских Минологиях из Алеппо, составленных Фадалой (сер. XVI в.) и еп. Шахадахом.
Подробный рассказ о П., созданный на основе истории Сократа Схоластика, со вставкой о событиях арианских споров помещен в арм. Синаксаре Тер-Исраэла. Этот рассказ имеет ряд неточностей, напр., виновником 1-го изгнания П. назван еп. Евдоксий; мощи П. в К-поль переносятся из Кукуза, а не из Анкиры. В копт. Александрийском Синаксаре (XIV в.) присутствует краткое сказание об Анбе Булосе (т. е. о П.), восходящее также к Сократу. Здесь память П. приходится на 5-й день месяца паопи (2 окт.). Под предыдущим днем П. упомянут в календаре Абу-ль-Бараката (XIV в.).
На Западе почитание П. также известно с IX в. В мраморном Неаполитанском календаре его память содержится под 6 нояб. Возможно упоминание о П. в Мартирологе блж. Иеронима (V в.). В его парижской рукописи XI в. (Paris lat. 12410 D) под 7 июня указана память «в городе Бизантии Павла». В одном из древнейших кодексов Мартиролога - Эхтернахском (нач. VIII в.) - П. назван епископом не Византии, а Бизацены (область в Сев. Африке). Уверенно можно сказать, что память П. под 7 июня была введена в Мартирологи Флора и Адона Вьеннского со сказаниями на основании «Трехчастной истории» Епифания и Кассиодора, в к-рых сведения также черпались из трудов Сократа и Созомена (Quentin. 1908). Из Мартиролога Адона заметка о П. перешла в Мартиролог Узуарда и далее в Римский Мартиролог кард. Ц. Барония (XVI в.) с добавлением заметок о вмешательстве папы Юлия в дело П., а также о перенесении его мощей в К-поль.
Мощи П. находились в К-поле до разгрома города крестоносцами в 1204 г. Ок. 1200 г. их видел в к-польской церкви, посвященной П., рус. паломник Антоний, буд. еп. Новгородский (Добрыня Ядрейкович); мощи находились под спудом. Там же хранились омофор и стола святого. В период лат. правления, вероятно в 1226 г., мощи были перенесены из К-поля в Венецию и помещены в ц. св. Лаврентия (Сан-Лоренцо). В 1686 г. была произведена рекогниция мощей. На ней присутствовал ученый-болландист К. Янник, к-рый констатировал, что мощи находятся в целости в драгоценной раке (ActaSS. Iun. T. 1. P. 23-24).
В древнем иерусалимском Лекционарии V-VII вв. память П. указана 5 нояб., служба включает псалом общий иерархам, Апостол Евр 13. 22-25, Евангелие Ин 10. 11-16 и аллилуиарий со стихом из Пс 117 (Tarchnischvili. Le grand lectionnaire. T. 2. № 1342-1344).
В Типиконе Великой церкви IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 90-91) память П. помещена под 6 нояб., служба включает тропарь 3-го гласа Θείας πίστεως ( ), прокимен из Пс 115, Апостол Евр 8. 1b - 6, аллилуиарий со стихом из Пс 39, Евангелие Лк 12. 8-12, причастен Пс 32. 1.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. последование П. также стоит под 6 нояб. и включает тот же тропарь (тропари должны повторяться, что указывает на праздничный статус службы), что и в Типиконе Великой ц., кондак, канон 4-го гласа, 2 цикла стихир (на «Господи, воззвах» и на хвалитех), стихира самогласная для стиховни на вечерне и дополнительный подобен для утрени. По 9-й песни указан светилен «Небо звездами», что соответствует среднему статусу праздника. Служба на литургии частично совпадает с приведенной в Типиконе Великой ц., но стих аллилуиария взят из Пс 131, причастен - Пс 111. 6 (Пентковский. Типикон. С. 292). В студийских Типиконах других редакций - Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307), Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 49-50) - устав службы 6 нояб. в целом тот же, хотя в них не фиксируется 2-й цикл стихир-подобнов; в Мессинском указан Апостол Евр 7. 26 - 8. 2.
Минеи студийского типа (греч., напр.: Sinait. gr. 566-572; слав.: Ягич. Служебные Минеи. С. 304-307; РГАДА. Ф. 381. № 91-93, и др.) под 6 нояб. содержат последование, к-рое в целом соответствует указаниям Студийско-Алексиевского Типикона: от 1 до 3 седальнов, один из к-рых может называться «седален в Бог Господь» (совпадает с тропарем), кондак 2-го гласа (не во всех рукописях) с икосом, 1 или 2 цикла стихир-подобнов, самогласен для стихир на стиховне, канон (отдельные песнопения могут отсутствовать в тех или иных рукописях). В Минее Sinait. gr. 570 последование П. соединено с последованием великомученикам Антониям (Fol. 15-20).
Иерусалимские Типиконы разных редакций неизменно указывают память П. 6 нояб.; его последование, как правило, соединяется только с последованием Октоиха, хотя изредка можно встретить указание на соединение со службой др. святому (свт. Димитриана в Hieros. Sab. 312. Fol. 28, 1201 г.). Устав службы предполагает пение на утрене «Бог Господь» с тропарем святому (тем же, что и в Типиконе Великой ц.), стихиры и канон П. исполняются на 6, в более поздних слав. Типиконах это отражено в праздничном знаке 3 точек черного цвета в полукруге: (см. Знаки праздников месяцеслова). В последовании добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славах» и ексапостиларий (светилен) на утрене. В славянских Типиконах последование П. может соединяться с последованием прп. Варлааму Хутынскому (служба с полиелеем; см.: РГБ. Троиц. 243, 244).
Состав службы на литургии (прокимен и Апостол) неоднороден в разных источниках, связанных с Иерусалимским уставом: в архаичных редакциях Типикона (до XIV в.) указывается прокимен из Пс 115, в более поздних (с XV в.) - прокимен из Пс 149 (иногда со стихом из Пс 63); назначается Апостол Евр 7. 26 - 8. 2 (в более ранних списках, как правило, не позднее XIV в.) или Евр 4. 14 - 5. 6. При этом в рукописных и потом в печатных Апостолах (вплоть до совр. греч. изданий) устойчиво приводятся прокимен из Пс 115 и чтение Евр 8. 1-6 (то же, что в Типиконе Великой ц. и студийских Типиконах). Др. чтения совпадают с указанными в студийских.
В слав. книгах прокимен из Пс 115 приводится, как правило, в южно-слав. списках Апостола; в рус. списках Апостола и Типикона назначается прокимен из Пс 149, к-рый входит в совр. издания богослужебных книг. В слав. книгах (особенно в южнославянских) встречаются все 4 варианта чтения на литургии (Евр 4. 14 - 5. 6, 7. 26 - 8. 2, 8. 1-6 и 8. 3-6). В рукописных Типиконах обычно указывается чтение Евр 4. 14 - 5. 6, однако в первопечатном московском Типиконе 1610 г. (а также в издании 1641 г.) представлены на выбор чтения Евр 4. 14 - 5. 6 и 7. 26 - 8. 2. Московский Типикон 1633 г. неожиданно назначает Евр 8. 3-6. В рус. списках богослужебного Апостола приводится или Евр 8. 1-6 (как в Типиконе Великой ц.; он же - во всех московских печатных изданиях Апостола до 2-й пол. XVII в.), или Евр 8. 3-6, к-рый появляется в книгах после реформы патриарха Никона: в Типиконе 1682 г., Апостоле 1684 г. и последующих изданиях.
В состав последования П., содержащегося в совр. греч. Минее, входят тропарь святому 3-го гласа: Θείας πίστεως ( ), канон Феофана 4-го гласа с акростихом Τὸν μυσταγωγὸν Παῦλον ὑμνῶ προφρόνως ( ), с ирмосом ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου ( ), нач.: Τῆς πίστεως ( ), кондак, глас 2-й: ᾿Αστράψας ἐν γῇ ( ), и икос, ексапостиларий: Τὸν Παῦλον ἐκμιμούμενος (Павлу подражая), цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах», 3 стихиры-самогласны на «Славах» на вечерне и утрене. В совр. слав. изданиях Минеи тексты под 6 нояб. те же, но светилен (ексапостиларий) другой: на вечерней стиховне есть дополнительная стихира с припевом: В греч. книгах в состав литургии входят прокимен из Пс 115 и Апостол Евр 8. 1-6; в славянских - прокимен из Пс 149 и Апостол Евр 8. 3-6; др. чтения совпадают: стих для аллилуиария из Пс 131, Евангелие Лк 12. 8-12 и причастен Пс 111. 6.
В рукописях встречаются песнопения в честь П., не вошедшие в печатные издания: тропарь Στόμα γέγονας τῆς παρῤησίας (Устами был дерзновения) - Типикон Paris. gr. 306. Fol. 292v), канон 7-го гласа с ирмосом Τῷ συνεργήσαντι Θεῷ (Содействующу Богу), нач. ῾Ως μαθητὴν κα μιμητὴν (Как ученик и подражатель) (AHG. T. 3. P. 175-187), кондак П. 3-го гласа (Амфилохий Кондакарий. С. 239), цикл стихир-подобнов из студийских Миней (Ягич. Служебные Минеи. С. 304-307).
В памятниках визант. искусства и его ареала святого преимущественно изображали в мучении. Наиболее раннее сохранившееся изображение представлено в имп. Минологии, созданном в правление Василия II (Vat. gr. 1613. P. 163). Перед ступенями храма 2 мучителя, стоя по сторонам П., тянут каждый на себя концы его омофора, удушая епископа. Он, ослабев, оседает на землю под тяжестью налегающего на него молодого душителя слева, на к-рого святой обращает свой взор; его правая рука - у груди, ладонь раскрыта наружу, как знак принятия воли Божией, персты левой руки почти касаются земли. Святой схож обликом с ап. Павлом: у него темные волосы, такой же высокий лоб, увеличенный плешью, и такая же клиновидная средней длины борода; он облачен в голубого цвета подризник и коричнево-зеленоватую фелонь. В дальнейшем сцена мучения изображалась в иконографической схеме, близкой к миниатюре в Минологии Василия II. Так П. представлен на иконе на сент.-нояб. из состава т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - более обобщенная сцена перенесена на темный фон, под киотчатое обрамление; в настенных минологиях в притворах кафоликона Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) П. изображен в крещатой фелони. В указанных памятниках облик П. напоминает облик ап. Павла. В то же время с XIV в. в этой сцене встречается уподобление образа П. образу ап. Иоанна Богослова: напр., на миниатюре в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16r, 1322-1340 гг.) - руки П. воздеты, напоминая жест орации; в минейных циклах росписей в Печской Патриархии (1561) и мон-ря Дионисиат на Афоне (1546/47, мастер Дзордзис Критский) П. изображен сидящим на камне; на фреске мон-ря Дионисиат на нем крещатая фелонь, левая рука скрыта под фелонью, правая, с раскрытой вовне ладонью - у груди, его фигура имеет больший масштаб, нежели фигуры юношей-мучителей. От традиц. схемы изображения мучения святого отступает фреска настенного минология в притворе ц. Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391): душитель один, он обеими руками тянет на себя обмотанный вокруг шеи П. омофор, сам епископ, укутанный, словно в саван, в одежды серо-зеленого цвета (фелонь и подризник), лежит на земле.
В минейных циклах встречается также образ П., показанного в рост, напр. на миниатюрах в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 265r, кон. XI в.) и в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 86): в 1-м случае кодекс стоит на покровенной левой руке П., правой святой благословляет, во 2-м - придерживает кодекс обеими руками прямо перед собой.
В соответствии с епископским саном П., а также памятуя его кончину во время совершения богослужения, образ святителя размещали в пространстве алтарной зоны или вблизи нее. Напр., на фреске в костнице Бачковского мон-ря (кон. XI в., нач. или 2-я пол. XII в.) он изображен по пояс, фронтально, с Евангелием в левой руке и правой - в молении у груди; на фреске в кафоликонах мон-рей Дечаны (ок. 1350) и Дионисиат (1546/47) П. уподоблен ап. Иоанну Богослову, представлен в рост, в крещатой фелони, в 1-м случае руки разведены в стороны, на левой руке - Евангелие, во 2-м он держит кодекс обеими руками перед собой.
В рус. иконописных подлинниках описание П. присутствует под 6 нояб. уже в наиболее ранних сохранившихся памятниках. Так, в Софийском списке подлинника Новгородской редакции (2-я четв. XVII в.) говорится: «Святитель Павел. Сед, брада уже Иоанна Богослова, риза кресчата, исподь в белиле, подкинено празеленци» (РНБ. Соф. № 1523; опубл.: Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 39). В происходящем из Палеха списке подлинника сводной редакции XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, содержится близкое к 1-му подлиннику описание святого, но уточнен чин его святости: «…Павла исповедника, патриарха Царя-града; подобием сед, брада уже Богословли, риза святительская, крестечная, испод празелень, омофор и Евангелие» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 186; то же - в сводном иконописном подлиннике, изданном С. Т. Большаковым, см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 45). В опубликованном в 1910 г. руководстве для иконописцев акад. В. Д. Фартусова также подчеркивается преклонный возраст П.: «…типом грек, с большой остроконечной бородой, с большой проседью, лицом худощав; видом невзрачен; в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 67).
Устойчивость включения имени П. в святцы определило постоянство его изображения в рус. минеях, несмотря на редко встречающиеся отдельные иконные образы этого святого. Образ П. имеется, напр., на минейной иконе на нояб. из Иосифова Волоцкого мон-ря (1569, ГТГ), на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ), на мстёрской иконе на нояб. (1-я пол. XIX в., частное собрание) - в паре с прп. Варлаамом Хутынским, чья память приходится на тот же день; в гравированных святцах работы Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ) и И. К. Любецкого (1730, РГБ).